От ДК — к театру

Клуб имени Русакова

Архитектор К.С. Мельников, 1927-1929

 
«Проект для здания клуба имени Русакова решен был сразу и навсегда, как праздничный салют Сжатой Красоте, как орудийный залп с прицелом в будущее... После многовекового имитирования Архитектура предстала заново в своей природной красоте могучих мускулов консольных напряжений, упругого взлета с воздушными местами для новых зрителей, в стремительности форм здания клуба Русакова».
К.С. Мельников, 1967
 
Рабочий клуб, как новый институт организации досуга рабочих, возник в России после революции 1917 года. Клуб должен был стать местом общения, просвещения и воспитания советского человека. Профсоюзы выступали заказчиками клубов и не боялись заказывать экспериментальные проекты.
 
Клуб имени Руcакова на улице Стромынка – один из шести построенных (и семи спроектированных) в 1927-1929 годах рабочих клубов известного советского архитектора Константина Мельникова (1890-1974).
 
Здание клуба было построено по заказу Союза коммунальников для рабочих Сокольнического трамвайного парка и вагоноремонтных мастерских.
 
Клубы Мельникова имеют отличительные черты: система планирования здания «изнутри наружу», ядро планировки здания - зрительный зал, трансформируемые помещения за счет движения горизонтальных или вертикальных перегородок, особая система освещения залов, внешние галереи и лестницы для распределения больших потоков людей, «говорящий» внешний вид здания.
 
В плане клуб имени Русакова представляет собой треугольник, вершиной которого является сцена, серединой – партер зала, а основание состоит из трех расходящихся балконов-амфитеатров, снаружи здания выступающих гигантскими консолями («свесами», по выражению самого Мельникова).
При помощи «живых стен» три зала-балкона могли соединяться с партером в любых комбинациях, вместе и поодиночке, позволяя вмещать в зависимости от необходимости 350, 450, 550, 775, 1000 и 1200 человек. Проект раздвижных стен был разработан, но, как и в остальных клубах Мельникова, до конца не был реализован, а впоследствии клуб был существенно перестроен.
Изначально архитектор, отдавая дань времени, задумывал возможность прохода через партер зрительного зала массовых демонстраций, попадавших туда прямо через огоромные парадные входы клуба.
Здание Клуба имени Русакова относится к так называемой «говорящей архитектуре» – с улицы он создает визуальный образ рупора, зовущего к себе посетителей.Этот образ усиливают рельефные надписи на торцах консолей, работающие как наглядная агитация.
 
Внутренняя акустика клуба также необычна и связана с принципами действия рупора:
 
«Акустические сведения для здания клуба имени Русакова
Общая форма здания такова, что если источник звука находится на сцене в узкой части треугольника, то звук расходится по залам, усиливаясь по закону рупора. Задние ряды верхних залов находятся по силе звука почти в одинаковых условиях с передним рядом за счет отражений звукового луча...
Внутренние стены, отделяющие залы, полезны, так как увеличивают площадь для отражения лучей, резонируют и усиливают звук. Полученное раздробление общего пространства на малые залы способствует явственной передаче усиленного звука. Возможность возникновения эха отпадает ввиду незначительного объема воздуха и короткого пути.
Следует отметить, что горячие аплодисменты могут оглушить оратора, так как рупор в этом случае превращается в слуховую трубу, с другой стороны, это обстоятельство будет использовано для улавливания реплик с места».
К.С. Мельников, 1927
 
Пожарные нормы 1920-х годов требовали от архитекторов широких путей эвакуации и, чтобы не терять внутреннее пространство клуба, Мельников использует свой излюбленный прием – уличные лестницы в виде внешних галерей позволяют посетителям покидать каждый из залов-трансформеров по отдельности.
Впоследствии здание клуба было существенно перестроено: многочисленные окна заложены кирпичем, поменялся цвет и облицовка стен, с фасада консолей исчезли рельефные надписи на фасаде «Профсоюзы — школа Коммунизма», ликвидирован механизм трансформации залов.
К.С. Мельников с 1938 года был уволен и полностью отлучен от архитектурной практики за отказ поступиться творческими принципами. Однако, согласно обнаруженным архивным материалам стало известно, что во второй половине своей жизни он работал над возвращением Клуба имени Русакова к исходному состоянию. Мечта архитектора сбылась полувеком позже.
С 1987 году здание клуба признано памятником советской архитектуры.
С 1996 году оно передано Театру Романа Виктюка. Долгожданная реставрация клуба состоялась в 2010-х годах, фасады и интерьеры клуба вернулись к своему первоначальному состоянию. 28 октября 2016 года состоялось второе рождение Клуба имени Русакова – в юбилей Маэстро Театр Романа Виктюка торжественно открыл свои двери для поклонников театрального искусства.